Jean-La-Fontaine
Einshtein
Marks
Platon
George-Sand
Turgenev
Victor-Hugo
Lao Tczy
Aristotel
Mayakovsky
Richard-Bach
Heinrich-Heine

Однажды ученик спросил у мудреца:

- Я не понимаю: приходишь к бедняку - он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу - он никого не видит. Неужели это только из-за денег?

- Выгляни в окно. Что ты видишь?

- Женщины, дети во дворе…

- Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь?

- Ну, что я могу там видеть? Только самого себя.

- Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить немного серебра - и уже видишь только себя.

Еврейская притча

 

Один монах был не только великим человеком Божьим, но также очень талантливым травником. Каждый год в лаборатории возле своей кельи он с гениальной изобретательностью составлял огромное количество все новых и новых великолепных лекарств. Но вот однажды он неожиданно бросил свою работу. Его спросили:

– Брат, почему ты перестал придумывать новые лекарства?

На что он ответил:

– Я их и так сделал слишком много. Врачи не успевают придумывать новые болезни.

 

Один мужчина проснулся среди ночи и увидел рядом Ангела. Тот поведал мужчине, что его ожидает прекрасное будущее: ему представится возможность стать богатым, достичь уважения и почета в обществе и жениться на прекрасной женщине.

Мужчина прожил жизнь в ожидании обещанных благ, но ничего не произошло. Он умер бедным и в одиночестве. Когда он поднялся к вратам неба, он увидел того самого Ангела, который посетил его при жизни, и возопил:

– Ты мне пообещал богатство, всеобщее уважение и красивую жену. Я провел всю жизнь в ожидании этого, и ничего не сбылось!

– Я не давал тебе такого обещания, – ответил Ангел. – Я пообещал, что у тебя будет возможность, шанс стать богатым, уважаемым и любимым.

Мужчина был удивлен:

– Я не понимаю, что ты хочешь этим сказать?

– Помнишь, как один раз тебя посетила идея создать свой собственный бизнес, но из-за страха потерпеть поражение ты отказался и никогда больше не пытался реализовать ее?

Мужчина кивнул в знак согласия.

– Через несколько лет та же идея пришла в голову другому, и тот не побоялся неудачи. Помнишь, он превратился в одного из самых богатых людей страны! Ты должен помнить, – продолжал Ангел, – ужасное землетрясение, которое разрушило город до основания. Тысячи людей остались под обломками домов. В то время у тебя был шанс участвовать в поисках пропавших и вызволить из-под обломков выживших, но ты не захотел оставить свой дом без внимания из страха, что мародеры могут разграбить его. Поэтому ты игнорировал призыв о помощи и остался дома.

Мужчина, почувствовав жгучий стыд, кивнул.

– Это был твой шанс спасти жизнь сотням людей и заслужить их уважение, – продолжил Ангел. – И, наконец, ты помнишь прекрасную женщину с рыжими волосами, которая так тебе нравилась? Ты находил ее несравненной, прекрасной и считал, что никогда в жизни не видел большей красоты. И, несмотря на это, ты подумал, что такая женщина не выйдет замуж за тебя. И для того, чтобы избежать отказа, никогда ничего ей не предложил.

Мужчина опять кивнул, но сейчас уже слезы катились по его щекам.

– Да, мой друг, она могла быть твоей женой, – сказал Ангел, – и с ней ты бы был счастлив, у вас были бы красивые здоровые дети, твой род цвел и преуспевал бы…

Всем нам ежедневно даются шансы, но очень редко из-за своих страхов и нерешительности мы используем их.

 

Был у Сократа молодой друг по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил:

– Скажи, знаешь ли ты, что такое справедливость?

– Конечно, знаю, не хуже всякого другого.

– А я вот человек, к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи, лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство – это справедливо?

– Конечно, несправедливо!

– Ну, а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо?

– Нет, пожалуй, что, справедливо.

– А если он будет грабить и разорять их землю?

– Тоже справедливо.

– А если будет обманывать их военными хитростями?

– Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо.

– Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что: если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжёт им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, такая ложь будет несправедливой?

– Нет, пожалуй, что, справедливой.

– А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, такой обман будет несправедливым?

– Нет, тоже справедливым.

– А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдёт или отнимет у него меч и кинжал, что сказать о таком воровстве?

– И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно. Надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло.

– Очень хорошо. Теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь?

– Думаю, что знаю, хотя почему-то уже не так в этом уверен.

– Так что же это такое?

– Ну вот, например, здоровье – это благо, а болезнь – это зло. Пища или питьё, которые ведут к здоровью, – это благо, а которые ведут к болезни, – зло.

– Очень хорошо, про пищу и питьё я понял, но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведёт ко благу, то оно – благо, а когда ко злу, то оно – зло?

– Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу?

– А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением. Здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели. Чем же было здесь здоровье – благом или злом?

– Да, я вижу, что пример мой неудачный. Но, наверное, уж можно сказать, что ум – это благо!

– А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину. На благо ли им их ум?

– Тогда – красота, сила, богатство, слава!

– Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, потому что красивые рабы дороже ценятся. Сильные нередко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду. Богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла.

– Ну, коли так, – уныло сказал Красавец, – то я даже не знаю, о чём мне молиться богам.

– Не печалься! Просто это значит, что ты ещё не знаешь, о чём ты хочешь говорить народу. Но уж сам-то народ ты знаешь?

– Думаю, что знаю.

– Из кого же состоит народ?

– Из бедных и богатых.

– А кого ты называешь бедными и богатыми?

– Бедные – это те, которым не хватает на жизнь, а богатые – те, у которых всего в достатке и сверх достатка.

– А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало?

– Право, бывает! Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны незаконные поборы.

– Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков – к богачам?

– Нет, Сократ, уж лучше не надо. Вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю.

– Не отчаивайся! О народе ты ещё подумаешь, но уж о себе и своих будущих товарищах ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же всё-таки лучше, а какие хуже?

– Думаю, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных.

– А скажи, если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой – ненарочно, то какой из них грамотней?

– Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок.

– А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана!

– Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать!

Греческая притча

 

Бедняк однажды встретил Будду и спросил:

— Учитель, почему я так беден?

Будда ответил:

— Потому что ты не практикуешь щедрость.

Бедняк сразу же подумал, что ему нужно быть очень богатым, чтобы практиковать это, и сказал:

— Но как мне практиковать щедрость, если мне нечего отдать другим?

— У тебя есть пять богатств, с помощью которых ты мог бы практиковать щедрость, но ты этого не делаешь:

— Своим лицом ты можешь дарить улыбки другим, но ты этого не делаешь.

— Своими глазами ты можешь смотреть на других взглядом любви и заботы, но ты этого не делаешь.

— Своим ртом ты можешь произносить что-то хорошее для других, но ты этого не делаешь.

— Своим сердцем ты можешь желать счастья другим, но ты этого не делаешь.

— И своим телом ты можешь делать что-то хорошее для других, но ты этого не делаешь.

Ты богат настолько, насколько себе позволяешь.

Будда говорил это не только бедному человеку, но и всем, кто вопрошал о щедрости. Эти пять действий мы можем совершать, но не совершаем. В то время как для нас они ничего не стоят, для кого-то они могут оказаться бесценны…

Буддийская притча