Однажды несколько людей нарочно громко осуждали человека, когда тот проходил по их кварталу. Тот все слышал, но ответил им улыбкой и желал здравствовать. Некто спросил его:
– Ты улыбался и желал этим людям здоровья, неужели ты не испытывал к ним злости?
На что мужчина ответил:
– Когда я прихожу на рынок, я могу тратить только то, что есть у меня в кошельке. Так же и при общении с людьми – я могу тратить только то, чем наполнена моя душа…
Жил старик, и был он одним из несчастнейших на свете. Все окружающие устали от него. Он всегда был мрачен, жаловался, всегда кислый, и в плохом настроении. И чем дольше он жил, тем более желчным становился, тем ядовитее были его слова. Люди избегали его: несчастье становилось заразительным. Не быть несчастным рядом с ним было сложно. Он и в других создавал ощущение несчастья.
Но однажды, когда ему исполнилось восемьдесят лет, случилось невероятное! Мгновенно всех облетел слух: «Старик сегодня счастлив, не жалуется, улыбается, у него даже радостное лицо». Старика спросили:
– Что с тобой случилось? В чём дело?
– Восемьдесят лет я старался стать счастливым, и ничего не вышло. Теперь я решил обойтись без счастья. Вот почему я счастлив!
Буддийская притча
Однажды, путешествуя по стране, Мудрец пришел в один город, в котором в тот день собрались лучшие мастера живописи и устроили между собой соревнование на звание лучшего художника. Многие искусные мастера приняли участие в этом конкурсе, множество прекрасных картин представили они взору строгих судей.
Конкурс уже подходил к завершению, когда судьи неожиданно оказались в замешательстве. Предстояло выбрать лучшую из двух оставшихся картин. В смущении смотрели они на прекрасные полотна, перешептывались между собой и искали в работах возможные ошибки. Но, как ни старались судьи, не было найдено ими ни единого изъяна, ни одной зацепки, которые решили бы исход конкурса.
Мудрец, наблюдая за происходящим, понял их затруднения и вышел из толпы, предлагая свою помощь. Узнав в страннике известного мудреца, судьи с радостью согласились. Тогда Мудрец подошел к художникам и сказал:
– Мастера, ваши картины прекрасны, но должен признать, я сам не вижу в них изъянов, как и судьи, поэтому я попрошу вас честно и справедливо оценить свои работы, а потом назвать мне их недостатки.
После долгого осмотра своей картины первый художник откровенно признал:
– Учитель, как ни смотрю я на свою картину, не могу найти в ней изъянов.
Второй художник стоял молча.
– Ты тоже не видишь изъянов, – спросил Мудрец.
– Нет, я просто не уверен, с которого из них следует начать, – честно ответил смущенный художник.
– Ты победил в конкурсе, – сказал, улыбнувшись, Мудрец.
– Но почему? – воскликнул первый художник. – Ведь я даже не нашел ни одной ошибки в своей работе! Как мог у меня выиграть тот, кто нашел их у себя множество?
– Мастер, не находящий в своих работах изъяна, достиг предела своего таланта. Мастер, замечающий изъяны там, где их не нашли другие, еще может совершенствоваться. Как мог я присудить победу тому, кто, завершив свой путь, достиг того же, что и тот, кто свой путь продолжает? – ответил Мудрец.
Китайская притча
Один предприниматель был в долгах и не видел выхода из сложившейся ситуации. Кредиторы наседали на него, поставщики требовали оплаты.
Как-то раз он сидел в парке на скамейке и, опустив голову, думал о том, как спасти свой бизнес от банкротства. Вдруг перед ним появился какой-то старик и спросил:
– Мне кажется, вы чем-то обеспокоены?
Бизнесмен рассказал ему о своих проблемах. Старик выслушал его и сказал:
– Думаю, что я смогу вам помочь.
Затем он поинтересовался у бизнесмена как того зовут, выписал чек и передал ему, говоря:
– Возьмите эти деньги. Ровно через год мы встретимся здесь же, и вы сможете мне их вернуть.
Предприниматель взял в руки протянутую бумажку и обнаружил, что это чек на сумму миллион долларов, который был подписан Джоном Рокфеллером, одним из самых богатых людей планеты. Когда ошеломленный предприниматель поднял голову, то старика рядом уже не было: он ушел так же быстро, как и появился.
Бизнесмен подумал: «Я могу покончить со всеми своими проблемами в одно мгновение!». Но вместо того, чтобы растратить полученные деньги на погашение долгов, он решил сохранить этот чек и положил его в сейф. Сама мысль о его существовании давала ему силы найти способ сохранения своего дела.
К нему вернулись уверенность и оптимизм, и он заключил много выгодных сделок. В течение нескольких месяцев он выбрался из долгов и снова стал получать прибыль.
Ровно через год он вернулся в парк с тем самым чеком. В назначенное время пришел и старик. В тот момент, когда бизнесмен хотел вернуть ему чек и поделиться своей историей успеха, подбежала медсестра и схватила старика за руку.
– Наконец-то я его поймала! – воскликнула она. – Надеюсь, он вас не побеспокоил. Он постоянно убегает из палаты и говорит всем, что он Рокфеллер и выписывает липовые чеки на миллион долларов.
Предприниматель был ошеломлен. На протяжении всего года он успешно развивал свое дело, действуя уверенно, убежденный, что у него был миллион долларов. Внезапно он понял, что это не деньги перевернули его жизнь, а уверенность, которая дала ему силы для достижения успеха.
Однажды в сумерках крестьянин сидел на пороге своего бедного дома, наслаждаясь прохладой. Рядом пролегала дорога, ведущая в деревню.
По ней шёл человек, который, увидев старика, подумал: «Этот человек ленив, он не работает и целый день сидит на пороге своего дома».
Немного погодя появился другой путник. Тот подумал: «Этот человек — Дон Жуан. Сидит здесь, чтобы поглядывать на проходящих девушек и, возможно, досаждает им».
Наконец, один лесник, идущий в деревню, подумал: «Этот человек — великий труженик. Он напряжённо трудился весь день и сейчас наслаждается законным отдыхом».
В действительности мы не можем знать многого о крестьянине, который сидит на пороге своего дома. Наоборот, мы многое можем сказать о трёх путниках, прошедших в деревню: первый был лентяем, второй — бабником, а третий — великим тружеником.
Всё, что ты говоришь, — говорит о тебе; особенно, когда ты говоришь о ком-нибудь другом.
Проекция — защитный механизм, при котором человек приписывает внешнему миру нечто, принадлежащее его собственному внутреннему миру.