Когда Учитель неделями затворялся с учениками для медитации, на это время к нему сходились ученики со всех концов Японии. Как-то на таком собрании один ученик был уличён в воровстве. Дело было доложено Учителю с просьбой изгнать виновного, го он не отреагировал на жалобу.
Некоторое время спустя этот ученик был пойман опять, но Учитель и теперь оставил дело без внимания. Это возмутило остальных учеников. Они составили петицию, в которой просили прогнать вора и заявили, что иначе все они, как один, покинут монастырь. Прочитав петицию, Учитель созвал всех и сказал:
— Вы разумные братья-монахи. Вы знаете, что хорошо, а что — нет. Если вы захотите, то сможете уйти и учиться где-нибудь ещё. Но что же делать этому несчастному брату, который не отличает хорошее от плохого? Кто ж ещё будет учить его, если не я? Я намерен оставить его здесь даже, если уйдёте вы все.
Слёзы потоком залили лицо виновного. Страсть к воровству пропала.
Дзэнская притча
Однажды правитель решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
– Подданные мои, – обратился к ним правитель. – У меня есть для вас очень трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.
Он подвел присутствующих к воротам с висящим на них громадным дверным замком, таких размеров замка еще никто никогда не видывал.
– Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем королевстве. Кто из вас сможет открыть его? – спросил правитель.
Одни только покачали головой. Другие стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Третьи подумали, что раз не удалось другим, то и им ничего не остается, как тоже признаться, что эта задача им не по плечу.
Лишь один из оставшихся подошел к замку. Он стал внимательно его рассматривать и ощупывать, затем пытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его.
И, о чудо, замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Надо было только попытаться понять, в чем дело, и смело действовать.
Тогда правитель объявил:
– Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и на собственные силы, и не боишься сделать попытку.
Однажды преподаватель психологии начал свой семинар, подняв вверх денежную купюру. Он спросил, кто хочет получить купюру. Многие подняли руки. Он спросил у тех, кто не поднял руки. И выяснилось, что они тоже не прочь получить купюру, но постеснялись поднять руку.
— Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю, — продолжил психолог. Он скомкал купюру и затем спросил, хочет ли кто-нибудь все еще ее получить. И опять почти все подняли руки.
— Тогда, — ответил он, — я делаю следующее, и, бросив купюру на пол, слегка повозил ее ботинком по грязному полу. Затем он поднял купюру, купюра была мятая и грязная.
— Ну, кому из вас она нужна в таком виде? — И все опять подняли руки.
— Дорогие друзья, — сказал преподаватель психологии, — только что мы получили наглядный урок. Несмотря на все то, что я проделал с купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности. Она все еще купюра того же достоинства.
В нашей жизни часто случается, что мы оказываемся выброшенными из седла, растоптанными, лежащими на полу или в полном дерьме. Это реалии нашей жизни. В таких ситуациях мы чувствуем себя никчемными. Но не важно, что случилось или случится, мы не потеряем своей истинной ценности.
Грязные или чистые, помятые или отутюженные — мы всегда будем иметь ту ценность, которую представляем. И будем бесценны для всех тех, кто нас любит. Наша ценность определяется не тем, что мы делаем или с кем мы знакомы, а тем — КТО МЫ ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ.
А насчет купюры. Как и обещал, я отдам ее. Потому что уважаю себя и держу слово. Но, так как желающих было много, отдам на экзамене лучшему, кто его сдаст.
В праздничный день на площади было гулянье с музыкой. Играл оркестр, выступали певцы, люди пели и танцевали или просто раскачивались под музыку. Лишь один человек, глухой от рождения, удивлялся, глядя на всё это, и размышлял: «Почему так странно ведут себя все эти люди? Одни что-то делают со своими красивыми инструментами, другие раскачиваются, подпрыгивают, машут руками…» Ему недоставало слуха, чтобы почувствовать прекрасный звук и музыкальную гармонию. Это блаженство было ему недоступно.
Можно только посочувствовать глухому, который неспособен наслаждаться звуками музыки. Но гораздо страшнее обладать глухим сердцем.
Еврейская притча
Король пошел однажды в лес и там встретил отшельника. Он говорил со старцем, был поражен его праведностью и мудростью и выразил желание, чтобы тот сделал ему одолжение, приняв от него подарок. Отшельник отказался, сказав:
– Плодов этого леса достаточно, чтобы прокормиться; чистые источники, сбегающие с гор, дают мне воду для питья; кора деревьев дарит мне покров; горные пещеры служат убежищем от непогоды, – зачем же я стану брать подарки от тебя или от кого бы то ни было?
Король отвечал:
– Просто, чтобы доставить мне удовольствие. Пожалуйста, пойдем со мною в город, в мой дворец, и возьмешь у меня что-нибудь.
Он убеждал его долго, горячо и искренне, и, наконец, отшельник согласился исполнить его желание и пошел с ним в его дворец.
Прежде чем предложить подарок старцу, правитель начал молиться:
– Господи, дай мне еще детей, дай мне еще богатства; Господи, дай еще территории; Господи, сохрани мое тело в добром здравии…
Прежде чем король окончил свою молитву, отшельник встал и спокойно ушел из дворца. Видя это, тот смутился и погнался за ним, громко крича:
– Ты уходишь, не взяв моих подарков?
Отшельник обернулся и сказал:
– Я не беру у попрошаек. Ты сам – нищий; как же ты можешь мне что-нибудь дать?