Как-то китайскому императору донесли, что в одной из его провинций бунт. Он созвал всех министров и военачальников и сказал: «Все за мной! Я быстро разобью своих врагов!»
Когда император и его войско добрались до бунтовщиков, он обратился к последним участливо и дружелюбно, побеседовал с ними, поинтересовался, в чем дело, и все они опять перешли на его сторону, удивленные его добротой.
Все, кто сопровождал императора, были уверены, что он тотчас отдаст приказ казнить всех повстанцев, и были обескуражены мягким, теплым и человечным поведением своего повелителя по отношению к врагам. Премьер-министр, как и все, ожидавший мести, спросил у императора: «Вот так вы выполняете свое обещание? Вы сказали, что мы едем разбить врага. Вы, напротив, всех простили, а с некоторыми даже милостиво разговаривали».
«Я пообещал разбить всех своих врагов и выполнил обещание, – сказал император. – И вы все видите, что у меня здесь не осталось врагов, все стали моими друзьями. Разбить врага – не всегда значит уничтожить физически. Большая мудрость - превратить врага в друга».
Я просил сил... А Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости... А Бог дал мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства... А Бог дал мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать... А Бог дал мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви... А Бог дал мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ... А Бог дал мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.
Однажды в сумерках крестьянин сидел на пороге своего бедного дома, наслаждаясь прохладой. Рядом пролегала дорога, ведущая в деревню.
По ней шёл человек, который, увидев старика, подумал: «Этот человек ленив, он не работает и целый день сидит на пороге своего дома».
Немного погодя появился другой путник. Тот подумал: «Этот человек — Дон Жуан. Сидит здесь, чтобы поглядывать на проходящих девушек и, возможно, досаждает им».
Наконец, один лесник, идущий в деревню, подумал: «Этот человек — великий труженик. Он напряжённо трудился весь день и сейчас наслаждается законным отдыхом».
В действительности мы не можем знать многого о крестьянине, который сидит на пороге своего дома. Наоборот, мы многое можем сказать о трёх путниках, прошедших в деревню: первый был лентяем, второй — бабником, а третий — великим тружеником.
Всё, что ты говоришь, — говорит о тебе; особенно, когда ты говоришь о ком-нибудь другом.
Проекция — защитный механизм, при котором человек приписывает внешнему миру нечто, принадлежащее его собственному внутреннему миру.
Нищий нашел кошелек, в котором было сто золотых монет. Узнав, что потерявший его обещает вознаграждение, нищий пошел к нему, вернул кошелек и ждал награды.
Но хозяин кошелька заявил:
– Здесь было двести золотых монет. Значит, ты половину украл и никакой награды не заслуживаешь.
– Я не крал твоих денег, – сказал нищий и предложил пойти к судье.
Судья выслушал обоих и сказал:
– У меня нет оснований не доверять кому-то из вас. Ты говоришь, что в кошельке было двести монет? А в найденном кошельке – только сто монет. Значит, это другой кошелек.
И судья отдал кошелек нищему.
Еврейская притча
Однажды ученик спросил у мудреца:
- Я не понимаю: приходишь к бедняку - он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу - он никого не видит. Неужели это только из-за денег?
- Выгляни в окно. Что ты видишь?
- Женщины, дети во дворе…
- Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь?
- Ну, что я могу там видеть? Только самого себя.
- Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить немного серебра - и уже видишь только себя.
Еврейская притча