Однажды Учитель увидел учеников, которые страстно спорили, и каждый был уверен в своей правоте, и казалось, этот спор никогда не закончится. Тогда Учитель сказал:
- Когда люди спорят потому, что стремятся к истине, то спор этот неминуемо должен прекратиться, ибо истина бывает только одна, и оба в конце концов к ней придут. Когда же спорящие стремятся не к истине, а к победе, тогда спор все более разгорается, ибо ни один не может выйти победителем в споре без того, чтобы его противник не оказался побежденным.
Ученики немедленно замолчали, а затем извинились перед Учителем и друг другом.
У мудрого Конфуция было три славных ученика: Гун, Лу и Чжан. Однажды странствующий монах спросил старца:
— Что скажете вы о своём ученике Гуне?
Конфуций ответил:
— Даже учёные восхищаются разумом Гуна!
— А какие достоинства у Лу?
— Храбрость его превосходит мужество знаменитых воинов!
— А каков третий ваш ученик?
— Трудолюбие Чжана достойно восхищения!
Услыхав слова старца, монах удивился:
— Если Гун так умён, если Лу так храбр, если Чжан так трудолюбив, — чему же им ещё учиться у Вас?
— Выслушай мой ответ, — сказал Конфуций. — Гун умён, но ленив. Лу храбр, но неблагоразумен. Чжан трудолюбив, но завистлив. Гун не знает, что ум не приносит счастья ленивцу. Лу не знает, что храбрость без осторожности ведёт к гибели. Чжан не знает, что радость не живёт вместе с завистью. Ничего этого мои ученики не знают. И пока они не постигнут эти истины, я буду их учителем, а они моими послушными учениками.
Китайская притча
Однажды Галилея спросили: «Сколько Вам лет?»
Он ответил: «Восемь или десять...»
Конечно, таким молодым он быть не мог, так как уже носил седую бороду.
Потом он прокомментировал свой странный ответ: «У меня столько же лет, сколько мне жить осталось: прожитые годы я не имею так же, как ты не имеешь когда-то потраченные деньги».
Однажды человек пришел к Будде и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:
– Это все, или ты хочешь чего-нибудь еще?
Ученик все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
– Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
– Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня – это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!
Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным.
Это было неожиданно – любовь и сострадание, проявленные Буддой! Будда сказал ему:
– Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений.
Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:
– Прости меня!
Будда произнес:
– Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!
Буддийская притча
Атеист спросил у раввина:
– Кто сотворил мир?
– Бог, – ответил раввин.
– И ты можешь это доказать? – не отставал атеист.
В ответ раввин спросил:
– Что на тебе надето?
– Халат, – удивился атеист.
– А кто его сделал?
– Ткач.
– Докажи, – потребовал раввин.
– Разве ты сам не узнаешь работу ткача? Ведь это очевидно!
– А тебе разве не очевидно, кем создан мир?
Еврейская притча