Sokrat
Immanuil Kant
Marks
Medeleev by repin
Chehov
Turgenev
Hegel Georg
Richard-Bach
Petr1
Suvorov alexandr
Solomon
Osho

У великого гуру был любимый ученик, которому он велел читать каждый день «Гиту» — учение Кришны — искусство жить в мире и покое. Ученик уединился в пещере и стал читать, но ему мешали скребущиеся в пещере мыши. Он пытался прогнать мышей, но безуспешно. Тогда он завёл кота. Мыши исчезли, но кот громко мяукал и просил есть, и ученик не мог сосредоточиться на чтении. Тогда он завёл корову, чтобы кормить кота молоком. Корову надо было пасти и доить. Тогда он решил нанять слугу, чтобы тот заботился о корове. Стало хорошо, а главное тихо. Но как-то ученику показалось, что слуга плохо работает и он нанял другого человека, чтобы тот смотрел за слугой.

«Все усложняется» — подумал ученик, — «мне нужно жениться, чтобы жена смотрела за человеком, который следит за слугой, который пасёт и доит корову, которая даёт молоко, которым я кормлю кота, который ловит мышей, которые скребутся и мешают мне читать «Гиту» — искусство жить в мире и покое, как велел мне великий гуру. Он женился. Но жене требовались определённые вещи, появились дети, и теперь ученику нужно было зарабатывать деньги. И он занялся бизнесом.

Однажды гуру пришёл навестить его и спросил:

— Что случилось? Я велел тебе сидеть в пещере и читать «Гиту», чтобы ты научился пребывать в покое и служить Кришне, но ты завёл большое хозяйство, жену, детей, работников, коров… разве ты забыл всё, чему я учил тебя?

— Но я делаю всё это, чтобы спокойно читать «Гиту» и служить великому Кришне — ответил ученик.

Индийская притча

 

Однажды пришёл к Мастеру юноша и сказал:

— Мастер, я пришёл к тебе, потому что в мире меня уже ничто не держит: я продал свой дом, я оставил всех, шёл много месяцев по горам и лесам, чтобы отыскать тебя. Прими меня в ученики. В мире меня уже ничто не держит… если ты откажешь мне, то я умру, потому как больше не вижу смысла в прежней жизни.

Мастер некоторое время молчал, а потом ответил:

— Нет, я не приму тебя.

Юноша ушёл, но Мастер послал своих учеников вслед за ним. Когда на своём пути юноша встретил обрыв, он просто бросился туда. Ученики нашли юношу и принесли к Мастеру, его вылечили и, когда он смог двигаться, привели его к Мастеру.

— Что ж, вот теперь я принимаю тебя, ведь ты оставил последнее… теперь тебя действительно ничто не держит.

Буддийская притча

 

Жили в горах отшельниками Мастер и ученик. Однажды Мастер говорит:

— Сегодня мы пойдём к людям и будем отвечать на их вопросы.

Спустились они с гор, вышли на дорогу, сели на обочине и стали ждать. Скоро начали приходить люди и задавать Мастеру вопросы о смысле жизни, о мироустройстве Вселенной… Но Мастер молчал. И вот когда стемнело, и люди разошлись, на дороге появился путник, он подошёл к Мастеру и ученику и спросил:

— Добрые люди, подскажите, как мне дойти к ближайшему селению?

И вдруг Мастер заговорил, начал объяснять, как пройти до селения, и в итоге решил проводить путника и помочь ему нести сумки.

Когда они помогли путнику, то стали возвращаться к себе в горы. Ученик долго шёл и молчал, но потом, не выдержав, задал Мастеру вопрос:

— Мастер, а почему, когда сегодня к тебе приходили люди и задавали такие умные вопросы, ты молчал, а стоило подойти какому-то путнику и спросить дорогу, ты вдруг заговорил и, мало того, даже решил проводить его?

И Мастер ответил:

— Потому что за целый день это был единственный человек, который знал, чего он хотел.

Дзэнская притча

 

Моисей, странствуя по пустыне, услышал, как один пастух молился Богу:

— О, Господи, — говорил пастух, — как бы мне встретиться с тобой и сделаться твоим рабом?! С какой радостью я обувал бы тебя, мыл бы твои ноги и целовал бы их, расчёсывал бы тебе волосы, стирал бы тебе одежду, убирал бы твоё жилище и приносил бы тебе молока от моего стада!..

Услыхал такие слова Моисей, рассердился на пастуха и сказал:

— Ты богохульник, у Бога нет тела. Ему не нужно ни одежды, ни жилища, ни прислуги. Ты дурно говоришь!

И пастух опечалился. Не мог он представить себе Бога без тела и без телесных нужд, и не мог он молиться и служить Богу, и пришёл в отчаяние.

Тогда Бог сказал Моисею:

— Зачем ты отогнал от меня верного раба моего? У всякого человека свои мысли и свои речи. Что для одного нехорошо, то для другого хорошо. Что для тебя — яд, то для другого — мёд сладкий. Слова ничего не значат. Я вижу сердце того, кто ко мне обращается.

Еврейская притча

 

Местный правитель призвал однажды мудрецов своих и обратился к ним с вопросом:

— Известно мне, что тигр не может в поединке побороть муравья. Причину же этого укажет мудрейший из вас.

Долго шумели мудрецы. Один сказал:

— Тигр один, а муравьёв - тысячи.

Другой воскликнул:

— Тигр велик, а муравей мал. Не попасть тигру лапой по муравью.

Третий изрёк:

— Муравей укроется в шерсти тигра и, пытаясь прихлопнуть муравья, тигр насмерть себя изранит.

Слушал, слушал мудрецов правитель, после же обратился к старику-отшельнику, изрёкшему единственно мудрое слово:

— Тигр никогда не победит в поединке муравья потому, что ему никогда не придёт в голову вступать с ним в поединок.

Китайская притча