Однажды дзэнского мастера спросили:
– Что вы обычно делали до того, как стали Просветлённым?
Он сказал:
– Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца.
Затем его спросили:
– А теперь, когда вы стали Просветлённым, что вы делаете?
Он ответил:
– Что же ещё я могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца.
Вопрошающий, естественно, был озадачен. Он спросил:
– В чём же тогда разница? Перед Просветлением вы делали это и после Просветления делаете то же самое, в чём же тогда разница?
Мастер засмеялся и сказал:
– Разница большая. Раньше мне приходилось делать это, а теперь всё это происходит естественно. Раньше мне надо было делать усилие: перед тем, как я стал Просветлённым, это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказали это делать; мой учитель велел мне рубить дрова, поэтому я и рубил. Но в глубине души я злился, хотя внешне я ничего не говорил.
Теперь я просто рублю дрова, потому что знаю сопряжённую с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца потому, что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя любовь. Я люблю старика. Холодает, зима уже стучится, нам будут нужны дрова. Учитель с каждым днём всё больше стареет; ему нужно больше тепла. Необходимо хорошо отапливать его жилище. Именно из этой любви я рублю дрова. Из этой любви я ношу ему воду из колодца. Теперь появилось большое различие. Нет неохоты, нет сопротивления. Я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость.
Дзэнская притча
Подружились ложь и лень. А что тут удивительного? Ложь — лень всегда труженицей называет и всячески её оправдывает. И лень ни разу в жизни правду не сказала. Ложь-то всегда легче говорить. Но вот однажды попросила лень у лжи мешок зерна. А та не даёт.
— Нет у меня и всё!
Но лень-то знает, что на лжи любое богатство держится! И сейчас у неё полны амбары. Дождалась она ночи, и как ни лень было — но есть ей хотелось больше — пошла ко лжи и украла этот мешок. Узнала про то ложь и говорит:
— Отдай мне то, что взяла!
А лень ей в ответ:
— Как же я могла взять, если ты говоришь, что у тебя ничего нет? Или всё-таки есть? Посмотрела на неё ложь и задумалась: «Как быть? Признать, что лени было из чего красть — значит правду сказать.» А это для неё — страшнее не то, что какого-то мешка зерна, но всего богатства лишиться! Так и не ответила она ничего. Помолчали они и разошлись в разные стороны. И никак с тех пор не помирятся. Лени — лень. А ложь так и не может правду сказать…
Христианская притча
Сыновья крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не действовали, и тогда он решил убедить их на примере.
Он велел им принести пучок прутьев, когда они это сделали, дал он им эти прутья все разом и предложил переломить. Как они ни силились, ничего не получилось. Тогда отец развязал пучок и стал им давать прутья по одному, и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин:
– Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют, если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко.
Эзоп
При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
— Три года назад, ещё до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.
Супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».
Она намазала себе маслом верхнюю половину хлебца, а другую отдала мужу. Но против её ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:
— Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так её любишь.
Восточная притча