Platon
Jesus
William-Shakespeare
Dante-Alighieri
Spinoza
Bernard-Shaw
Rerikh
Lao Tczy
Lenin
Balzac
Petr1
Francis Bacon

Моисей, странствуя по пустыне, услышал, как один пастух молился Богу:

— О, Господи, — говорил пастух, — как бы мне встретиться с тобой и сделаться твоим рабом?! С какой радостью я обувал бы тебя, мыл бы твои ноги и целовал бы их, расчёсывал бы тебе волосы, стирал бы тебе одежду, убирал бы твоё жилище и приносил бы тебе молока от моего стада!..

Услыхал такие слова Моисей, рассердился на пастуха и сказал:

— Ты богохульник, у Бога нет тела. Ему не нужно ни одежды, ни жилища, ни прислуги. Ты дурно говоришь!

И пастух опечалился. Не мог он представить себе Бога без тела и без телесных нужд, и не мог он молиться и служить Богу, и пришёл в отчаяние.

Тогда Бог сказал Моисею:

— Зачем ты отогнал от меня верного раба моего? У всякого человека свои мысли и свои речи. Что для одного нехорошо, то для другого хорошо. Что для тебя — яд, то для другого — мёд сладкий. Слова ничего не значат. Я вижу сердце того, кто ко мне обращается.

Еврейская притча

 

Нищий йог-отшельник шёл по улице в одной набедренной повязке, окружённый свитой учеников таких же нищих учеников. Вдруг навстречу, ему другой йог, только одет как аристократ, ученики, тоже все богато одеты.

Нищий йог первый поприветствовал йога аристократа. Ученики возмутились:

— Как же так, Вы — великий нищий йогин-аскет, первый кланяетесь этому богатею увлекающемуся женщинами?!

— Мне для того чтобы увидеть Бога, нужно было отказаться от всего… а он видит Бога, и не отказался даже от женщины.

Ведическая притча

 

У восточного мудреца был ученик, который старательно учился у него 12 долгих лет. Наконец настало время итогового экзамена. По его условиям, учитель задавал ученику вопросы и считал до трёх. Если за это время ученик не находил ответа, учитель выгонял его и следующая попытка могла быть только через год.

Ученик был хорошо подготовлен и быстро отвечал на все вопросы учителя.

— Ты молодец, — сказал учитель, — можно сказать, что экзамен ты уже сдал.

Ученик радостно заулыбался и готов уже был принимать заключительные наставления от учителя, но тот сказал:

— Остался последний вопрос, если ты ответишь на него — экзамен сдан. Скажи, как устроена твоя радость?

Ученик не смог найти ответ и не сдал экзамен.

Он пришёл на экзамен через год и также достойно ответил на все вопросы учителя.

— Теперь ты знаешь, как устроена радость? — спросил учитель.

— Знаю — спокойно ответил ученик.

— Поздравляю, ты сдал экзамен. Теперь ты сам можешь брать себе учеников.

— Спасибо, — спокойно сказал ученик и направился к выходу.

— Погоди! — остановил его учитель. — Ты учился 13 долгих лет. Ты сдал сложный экзамен. Но я не вижу радости в твоём лице!

— Когда я узнал, как устроена радость, я потерял способность радоваться, — также спокойно ответил ученик.

Восточная притча

 

Жили в Поднебесной три мастера кунг-фу. Слава о каждом из них обежала всю страну. Однажды они встретились, чтобы продемонстрировать своё искусство и выявить, чьё мастерство выше.

Собрав народ, они объявили о состязании, предложив бросать в них камни. Первый очень ловко увёртывался от града камней, так что в него никто не мог попасть, до второго камни просто не долетали, а в третьего мастера никто так и не бросил ни одного камня…

Китайская притча

 

Люди, которые стремятся пройти по пути к истине, находят две двери к ней. Первая дверь — мышление об истине, вторая дверь — духовная устремлённость к достижению истины. Первая дверь — рассудочный путь, вторая дверь — медитация. Первая дверь — созерцание истины, вторая дверь — дисциплина, ведущая к достижению.

Мы видим перед собой две двери, но я вижу только одну дверь. Другая дверь не существует, а лишь кажется. Это иллюзия. Дверь мышления об истине не настоящая. Это ложная, иллюзорная дверь, которая вводит в заблуждение многих людей. Через дверь мысли, мышления об истине, вы никогда никуда не попадёте. Несмотря на активное продвижение вперёд, вы обнаруживаете, что стоите там же, где и начали свой путь. Это всего лишь начало, а конца нет. Всё, что не имеет конца, может быть лишь иллюзией с самого начала. Что вы будете делать, размышляя об истине? Как вы станете думать об истине? Вы не можете думать о неведомом. Как вы будете размышлять о неизвестном? Мысль достигает только сферы известного.

Мышление может преподносить вопросы, но не решения. Любой человек, который занимается лишь рассуждениями, может закончить безумием. Многие мыслители сходят с ума, и это не случайно. На то есть своя причина. Таков конечный результат мышления, высший исход. Путь мышления вообще не приведёт к истине.

Послушайте замечательную притчу.

Как-то раз один человек пустился на поиски края земли. Проделав долгий путь, почти бесконечное странствие, он подошёл к храму, на двери которого висела такая надпись: «Это край земли». Он очень удивился, но не смог поверить надписи. Слишком нереальным казалось такое объявление. Он пошёл дальше и спустя недолгое время пришёл в какое-то место, в котором мир и в самом деле обрывался. Перед странником разверзлась гигантская пропасть. Он заглянул в неё, но ничего не увидел. У него прервалось дыхание, он почувствовал головокружение. Тогда этот человек развернулся и побежал. И он больше никогда не возвращался к пропасти, чтобы заглянуть в неё.

Эта притча повествует об окончании мышления. Если мы будем размышлять об истине, тогда наше мышление не остановится, и мы придём в точку, в которой продолжение мышления будет невозможным.

Притча в изложении Ошо