Dante-Alighieri
Galileo
Giordano-Bruno
Arhimed
Platon
Jesus
Petr1
Hermann-Hesse
Carl-Jung
Heinrich-Heine
Aristotel
Lenin

Святой пытался достать скорпиона из воды, где тот тонул, и положить на сушу. Но когда он коснулся скорпиона, тот его больно ужалил. Немного погодя он протянул руку снова, но скорпион опять сильно ужалил его. Святому пришлось во второй раз отдёрнуть раненую руку. Тем не менее, он пытался несколько раз протягивать руку, чтобы спасти скорпиона.

Спутник наклонился к нему и спросил:

— Что ты делаешь? Разве ты не знаешь, что он будет жалить тебя опять?

Святой ответил:

— Да, я знаю это.

— Тогда зачем ты протягиваешь руку? Чтобы он снова ужалил тебя?

— Я протягиваю руку не для того, чтобы получить другой укус, а чтобы помочь ему!

— Ты пытаешься помочь ему, но это его единственная врождённая привычка — жалить.

На это Святой ответил:

— Если ему нельзя изменить свою привычку, почему я должен менять свою? Это мой принцип действия. Я не меняю его. А он не меняет свой.

Индийская притча

 

У философа Диогена на ужин были хлеб и чечевица. Его заметил философ Аристипп, который жил комфортно, поскольку льстил правителю.

Аристипп как-то заявил:

— Если бы Вы научились быть любезны с правителем, Вам бы не пришлось есть одну чечевицу.

Диоген ответил:

— Если бы Вы научились жить, питаясь чечевицей, то не стали бы унижаться перед правителем.

Греческая притча

 

Однажды слон вытащил из глубокой ямы мышку, упавшую туда. Мышь обещала отблагодарить слона за помощь, но слон пренебрёг её словами, говоря, какая может ему быть польза от такого маленького существа.

Прошло некоторое время, слон упал в глубокую яму и не в силах подняться, кричал от боли. Мышь, собрав своих сородичей, подкопала вместе с ними землю так, чтобы слон смог повернуться и подняться.

Подобно яркому солнцу, освещающему весь мир, следует помогать великим и малым, не делая различий. Они, помня о благодеянии, ответят добром. Подобно маленькой мышке, поднявшей слона из ямы.

Буддийская притча

 

 

Однажды бабочка, кружась вокруг лампы и собираясь совершить фатальный бросок, говорила пламени так:

— Что ты знаешь о любви? Всё, что ты делаешь, — это стоишь себе на месте, в то время как я кружусь вокруг тебя, пока наша отдалённость друг от друга не становится невыносимой, и тогда я бросаюсь в твои объятия. И в тот момент, когда мы соединяемся в объятиях, я оказываюсь поглощённой, сожжённой, превращаясь в ничто.

Пламя улыбнулось и ответило:

— Глупая! Ты называешь это любовью? Посмотри на меня — я горю. Ты же горишь только когда обнимаешь меня, но в моей тоске по тебе боль отдалённости от тебя превратило меня в огонь.

Индийская притча

 

Слепцы, числом их было пять,
В Бомбей явились изучать
Индийского слона.
Исследовав слоновий бок,
Один сказал, что слон высок
И прочен, как стена.

Другой по хоботу слона
Провел рукой своей
И заявил, что слон — одна
Из безопасных змей.

Ощупал третий два клыка,
И утверждает он:
— На два отточенных штыка
Похож индийский слон!

Слепец четвертый, почесав
Колено у слона,
Установил, что слон шершав,
Как старая сосна.

А пятый, подойдя к слону
Со стороны хвоста,
Определил, что слон в длину
Не больше, чем глиста.

Возникли распри у слепцов
И длились целый год.
Потом слепцы в конце концов
Пустили руки в ход.

А так как пятый был силен,
Он всем зажал уста.
И состоит отныне слон
Из одного хвоста!

Индийская притча «Слепые и слон»,
Поэтический перевод: Самуил Маршак