1744-1803 г. Немецкий философ, писатель, мыслитель.
-
Все заблуждения человеческие - туман, окружающий истину, и все страсти людские - буйные побеги силы, которая сама не знает себя, а по природе своей стремится лишь к лучшему.
Иоган Гердер
-
Знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное умственное упражнение: оно оплодотворяет ум и изощряет мысль.
Иоган Гердер
-
Истинное величие зиждется на сознании своей силы, ложное же на сознании слабости других.
Иоган Гердер
-
Ни одно историческое событие в мире не протекает отдельно. Заключённое в уже наличествующих причинах, в духе времён и народов, оно - лишь циферблат часов, стрелка которых движима скрытыми в самом механизме гирями.
Иоган Гердер
-
Позорно не наказание, а преступление.
Иоган Гердер
-
Семья или родство - это единственный естественный разряд общества.
Иоган Гердер
-
Судьба открывает свои намерения в том, что реально существует и до конца проявляет себя, а не в том, что могло бы быть.
Иоган Гердер
-
Только разум и справедливость длятся, а глупость и безумие разоряют землю и уничтожают сами себя.
Иоган Гердер
-
Труд — целительный бальзам, он — добродетели источник.
Иоган Гердер
-
Угнетают лишь тот народ, который позволяет себя угнетать.
Иоган Гердер
-
Язык - это сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются идеи и представления народа.
Иоган Гердер
В ошибке любой женщины есть вина мужчины.
Все сомнения, все жалобы на хаос, на почти незаметные успехи благого начала в человеческой истории проистекают оттого, что странник, погружённый в скорбь, наблюдает лишь очень короткий отрезок пути.
Всякая вещь, если только это не безжизненное орудие, заключает свою цель в самой себе.
Все заблуждения человеческие - туман, окружающий истину, и все страсти людские - буйные побеги силы, которая сама не знает себя, а по природе своей стремится лишь к лучшему.
Всему есть причина, но существует такое стечение обстоятельств, в котором мы не можем выделить сейчас отдельные нити и струи.
Два величайших тирана на земле: случай и время.
Закон судьбы жесток, но благодатен: всякое зло, а потому и всякая чрезмерная власть должны пожрать сами себя.
Здоровье и долговечность государства опирается не на точку высшего развития его культуры, а на мудрое или счастливое равновесие его живых творческих сил. Чем ниже расположен центр тяжести в этом живом стремлении, тем твёрже и долговечнее государство.
Знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное умственное упражнение: оно оплодотворяет ум и изощряет мысль.
Истинное величие зиждется на сознании своей силы, ложное же на сознании слабости других.
Коллегиальная власть лучше хранит в себе сам дух гибельных или благих для судеб мира принципов, чем переменчивая цепочка государей.
Лишь разуму и справедливости должны учиться люди. Если оставаться верным их духу, то опыт каждого поведёт вперёд, а разум и справедливость придадут делам постоянство, соразмерность и красоту. Тогда доброта проникнет в сердце, совершенство - в строй государства, а счастье - в жизнь людей.
Максимум совершенства связи между людьми - вот что определяет счастье государства, а не какой иной максимум.
Мы бродим по лабиринту, в котором жизнь наша занимает одну пядь, и потому нам всё равно, есть ли у лабиринта план и есть ли из него выход.
Ни одно историческое событие в мире не протекает отдельно. Заключённое в уже наличествующих причинах, в духе времён и народов, оно - лишь циферблат часов, стрелка которых движима скрытыми в самом механизме гирями.
Нужда и обстоятельства - такие пружины, которые способны сделать с человеком абсолютно всё.
Позорно не наказание, а преступление.
Страсти в человеке постоянно бодрствуют, высматривая себе добычу; рассудок же спит, пока его не разбудят.
Семья или родство - это единственный естественный разряд общества.
Судьба открывает свои намерения в том, что реально существует и до конца проявляет себя, а не в том, что могло бы быть.
Только религия принесла народам науку и культуру, которые в первое время были просто особой религиозной традицией.
Только разум и справедливость длятся, а глупость и безумие разоряют землю и уничтожают сами себя.
Труд — целительный бальзам, он — добродетели источник.
Угнетают лишь тот народ, который позволяет себя угнетать.
Учение о конечных целях не принесло никакой пользы для истории природы, породив лишь вредные иллюзии, тем более оно не приложимо к истории человечества. Вместо вопроса "Для чего?" нужно ставить единственный возможный вопрос "Почему?". В исторических явлениях нужно отыскивать не какие-то неизвестные нам тайные предначертания, а причины, эти явления породившие.
Человек, нуждающийся в господине, - животное; как только он становится человеком, он уже не нуждается в господине.
Человек сотворен, чтобы искать порядок, чтобы внести ясность в свой малый промежуток времени, чтобы грядущее строить на прошедшем, — иначе зачем человеку память, зачем воспоминания?
Язык - это сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются идеи и представления народа.
Иоган Гердер