1613-1680 г. Французский писатель.
Беречь своё здоровье слишком строгим режимом - очень скучная болезнь.
Бесхарактерность ещё дальше от добродетели, чем порок.
Больше всего оживляют беседу не ум, а доверие.
Большинство женщин сдаётся не потому, что велика их страсть, а потому, что велика их слабость. Поэтому успех обычно имеют предприимчивые мужчины.
Большинство людей в разговорах отвечают не на чужие суждения, а на собственные мысли.
Большинство людей, считающих себя добрыми, только снисходительны или слабы.
Бывают случаи в жизни, выпутаться из которых может помочь только глупость.
В великих делах нужно не столько создавать обстоятельства, как пользоваться теми, какие оказались в наличии.
Великие мысли приходят от великого чувства.
Величавость - это непостижимое свойство тела, изобретённое для того, чтобы скрыть недостатки ума.
В характере человека больше изъянов, чем в его уме.
Вернейший способ быть обманутым, это считать себя хитрее других.
Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум.
В дружбе и любви мы зачастую бываем счастливы тем, чего не ведаем, нежели тем, что знаем.
Где надежда, там и боязнь: боязнь всегда полна надежды, надежда всегда полна боязни.
Гордость не хочет быть в долгу, а самолюбие не желает расплачиваться.
Дают советы, но не дают благоразумия воспользоваться ими.
Если бы нас не одолевала гордость, мы бы не жаловались на гордость в других.
Если вы хотите иметь врагов, старайтесь превзойти своих друзей.
Если хотите нравиться другим, надо говорить о том, что они любят и что их трогает, избегать споров о вещах им безразличных, редко задавать вопросы и никогда не давать повода думать, что вы умнее.
Есть люди, к которым идут пороки, и другие, которых безобразят даже добродетели.
Есть похвальные упрёки, как есть обличительные похвалы.
Зависть всегда продолжается долее, нежели счастье тех, которым завидуют.
Изящество для тела - это тоже, что здравый смысл для ума.
Иные люди только потому и влюбляются, что наслышаны о любви.
Иные недостатки, если ими умело пользоваться, сверкают ярче любых достоинств.
Истинная любовь похожа на привидение: все о нём говорят, но мало кто видел.
Как бы ни был мир неопределён и разнообразен, ему, однако, всегда присуща некая тайная связь и чёткий порядок, которые создаются провидением, заставляющим каждого занимать своё место и следовать своему назначению.
Как только дурак похвалит нас, он уже не кажется нам так глуп.
Как часто люди пользуются своим умом для совершения глупостей.
Когда пороки покидают нас, мы стараемся уверить себя, что это мы покинули их.
Кто излечивается от любви первым - излечивается всегда полнее.
Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется.
Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособен к великому.
Лесть - это фальшивая монета, находящаяся в обращении благодаря нашему тщеславию.
Лицемерие - это та дань, которую порок принуждён платить добродетели.
Ложь иной раз так ловко прикидывается истиной, что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу.
Лень незаметно подтачивает наши стремления и достоинства.
Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.
Легче пренебречь выгодой, чем отказаться от прихоти.
Люди злословят обычно не из дурных намерений, а из тщеславия.
Людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина была на одной стороне.
Любовники только потому не скучают друг с другом, что они всё время говорят о себе.
Любовь, подобно огню, не знает покоя: она перестаёт жить, как только перестаёт надеяться и бояться.
Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума всё замечают и не на что не обижаются.
Люди недалёкие обычно осуждают то, что выходит за пределы их кругозора.
Людские страсти - это всего лишь разные склонности людского себялюбия.
Многие презирают жизненные блага, но почти никто не способен ими поделиться.
Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению.
Мы редко до конца понимаем, чего мы в действительности хотим.
Мы потому так нетерпимы к чужому тщеславию, что оно уязвляет наше собственное.
Мы охотно сознаёмся в маленьких недостатках, желая этим сказать, что более важных у нас нет.
Мы пытаемся гордиться теми недостатками, от которых не хотим исправиться.
Мы считаем здравомыслящими только тех людей, которые во всём с нами согласны.
Мы смешны не столько теми качествами, которыми обладаем, сколько теми, которые стараемся показать, не имея их.
Мы сознаёмся в своих недостатках только под давлением тщеславия.
Мы чаще всего потому превратно судим о сентенциях, доказывающих лживость людских добродетелей, что наши собственные добродетели всегда кажутся нам истинными.
Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему.
Нам приятнее видеть не тех людей, которые нам благодетельствуют, а тех, кому благодетельствуем мы.
Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым.
Нельзя достигнуть высокого положения в обществе, не имея хоть каких-нибудь достоинств.
Не может отвечать за свою храбрость человек, который никогда не подвергался опасности.
Наша мудрость так же подвластна случаю, как и наше богатство.
Не один льстец не льстит так искусно, как самолюбие.
Ненависть и лесть - подводные камни, о которые разбивается истина.
Невозмутимость мудрецов - это всего лишь умение скрывать свои чувства в глубине сердца.
Нет более несносных глупцов, чем те, которые не совсем лишены ума.
Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.
Ничто так не мешает естественности, как желание казаться естественным.
Обладание несколькими пороками мешает нам предаться всецело одному из них.
Одинаково трудно угодить и тому, кто любит очень сильно, и тому, кто совсем не любит.
О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а потому, как он ими пользуется.
Обмануть человека легче всего, когда он хочет обмануть нас.
Одних своекорыстие ослепляет, другим открывает глаза.
О достоинствах людей мы судим по их отношению к нам.
Порой человек бывает так же мало похож на себя, как и на других.
Потеряв надежду обнаружить разум у окружающих, мы уже и сами не стараемся его сохранить.
Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера.
Привычка постоянно хитрить - признак ограниченности ума, и почти всегда случается, что прибегающий к хитрости, чтобы прикрыть себя в одном месте, раскрывается в другом.
Признак истинного достоинства человека в том, что даже завистники вынуждены хвалить его.
Приличия - это наименее важный из всех законов общества и наиболее чтимый.
Радости и несчастья, которые мы испытываем, зависят не от размеров случившегося, а от нашей чувствительности.
Самое большое зло, какое нам может сделать враг, это приучить наше сердце к ненависти.
Самые смелые и самые разумные люди - это те, которые под любым предлогом избегают мыслей о смерти.
Своим недоверием мы оправдываем чужой обман.
Скрыть наши истинные чувства труднее, чем изображать несуществующие.
Сострадание обессиливает душу.
Суждения наших врагов о нас ближе к истине, чем наши собственные.
Счастливое или несчастливое состояние людей зависит от физиологии не меньше, чем от судьбы.
Счастье никому не кажется таким слепым, как тем, кому оно ни разу не улыбнулось.
Те, кому довелось пережить большие страсти, потом всю жизнь и радуются своему исцелению и горюет о нём.
Только зная наперёд свою судьбу, мы могли бы поручиться за своё поведение.
Только у великих людей бывают великие пороки.
Тот, кто думает, что сможет обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё сильнее.
Умеренность людей, достигших вершины удачи, - это желание казаться выше своей судьбы.
Умный человек может быть влюблён как безумный, но не как дурак.
У нас больше силы, чем воли, и мы часто, для того только, чтобы оправдаться в собственных глазах, находим многое невозможным для нас.
Человек, которому никто не нравится, гораздо более несчастлив, чем тот, который никому не нравится.
Чтобы стать великим человеком, нужно уметь искусно пользоваться всем, что предлагает судьба.
Ясный разум даёт душе то, что здоровье телу.
Франсуа де Ларошфуко