1632-1677 г. Голландский мыслитель, философ.
-
Быть самими собой и становиться такими, какими мы можем стать, – вот единственная цель жизни.
Спиноза
-
В желании выражается сущность человека.
Спиноза
-
Все прекрасное так же трудно, как и редко.
Спиноза
-
Всё, что против природы, то и против разума, а что против разума, то нелепо, а потому должно быть отвергнуто.
Спиноза
-
Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-либо иное, легко переходит в ненависть.
Бенедикт Спиноза
-
Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.
Спиноза
-
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
Бенедикт Спиноза
-
Желание есть влечение с сознанием его.
Спиноза
-
Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.
Спиноза
-
Незнание - не довод, невежество - не аргумент.
Б. Спиноза
-
Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.
Спиноза
-
Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.
Спиноза
-
Понимание - начало согласия.
Спиноза
-
Ссылка на авторитет не есть довод.
Спиноза
-
Страх возникает вследствие бессилия духа.
Спиноза
-
Счастье - не награда за добродетель, а сама добродетель.
Спиноза
-
Тоска – это желание или влечение к обладанию какой-либо вещью, поддерживаемое памятью об этой вещи и вместе с тем ограничиваемое памятью о других вещах, исключающих существование желаемой вещи.
Спиноза
-
Удовольствие – переход человека от меньшего совершенства к большему.
Спиноза
Бог действует через скрытые внешние причины, а не через человеческую натуру и душу.
Вещи не могли быть созданы Богом иначе, ни в ином порядке, как так и в том порядке, как они были созданы.
В желании выражается сущность человека.
Власть государства не беспредельна, но ограничена реальной силой. Государство имеет столько прав, сколько силы.
Все вещи происходят из необходимости: в природе нет ни добра ни зла.
Всё что нам в природе кажется смешным, нелепым или дурным, всё это происходит от того, что мы знаем вещи только отчасти.
Всё, что против природы, то и против разума, а что против разума, то нелепо, а потому должно быть отвергнуто.
Желание есть влечение с сознанием его.
Желающий подкрепить свои догматы разумом, тем самым подвергает их свободной критике каждого.
Жизнь ясна и приятна для тех, которые стараются не о том, чтобы природа им повиновалась, но, напротив, они природе; ибо Бог управляет природой так, как это требуют её всеобщие законы, а не частные законы человеческой природы.
Искание целей в природе имеет своим источником невежество.
Истинная религия божественно начертана в человеческой душе и скреплена идеей о Боге.
История - скорее мнения, чем факты.
Когда слишком стараются быть святыми, то религия превращается в суеверие.
Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя.
Кто хочет всё регулировать законом, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их.
Кто хочет потворствовать желаниям, те легко могут найти какой-нибудь предлог.
Люди от природы склонны к ненависти и зависти, воспитание же обычно только усиливает эти качества. Ибо родители обыкновенно поддерживают в детях добродетель только мерами, рассчитанными на их честь или зависть.
Люди так устроены, что всё, что они познают чистым разумом и рассудком, они и защищать стараются только разумом и рассудком; наоборот, всё, о чём они мыслят, руководясь аффектами души, они и защищают, руководясь ими же.
Люди часто создают бесконечное множество выдумок и толкуют природу столь удивительно, как будто и она за одно с ними безумствует.
Между верой и философией нет никакой связи, т.к. цель философии есть истина, а цель веры - повиновение и благочестие.
Многое мы утверждаем и отрицаем потому, что это утверждение и отрицание допускает природа слов, а не природа вещей.
Не основание повиновения, но повиновение делает человека подданным.
Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.
Несведущие люди, когда они стараются распутать затруднение, впадают в другие и ещё более запутывают и портят дело.
Нет разумной жизни без познания, и вещи хороши лишь постольку, поскольку они способствуют человеку наслаждаться духовной жизнью, состоящей в познании.
Ни одно общество не может существовать без власти, силы и законов, потому что люди добиваются не то, что им подсказывает разум, а что требуют страсти и душевные аффекты.
Никогда не будет существовать какая-либо такая верховная власть, которая могла бы выполнить всё так, как она хочет.
Никогда не было установлено что-нибудь столь мудро, чтоб из него не могло произойти какого-либо неудобства.
Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.
Ничего нельзя сказать настолько правильно, чтобы сказанное нельзя было исказить дурным толкованием.
О добре и зле можно говорить только относительно, ибо никакая вещь, рассматриваемая в своей природе, не будет названа совершенной или несовершенной, так как всё совершающееся совершается согласно вечному порядку и согласно определённым законам Природы.
Обдумывая человеческие поступки, я всегда старался не о том, чтобы смеяться, скорбеть или порицать, но единственно о том, чтоб уразуметь.
Особенно упорно держатся в душе те предрассудки, которым дух предался под видом благочестия.
Отрицать душою - означает отрицать то, чему противится разум.
Писание старается сделать толпу не учёною, но послушною.
Понимание - начало согласия.
Потребуется одинаково большая сила или твёрдость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.
Почти все выдают свои измышления за слово Божие и стараются только о том, чтобы под предлогом религии принудить других думать за одно с ними.
Правосудие есть твёрдость в воздаянии каждому того, что ему следует на основании гражданского права.
Природа создаёт не нации, но индивидуумы, которые разделяются на нации только вследствие различия в языке, законах и усвоенных нравах.
Природа человека такова, что именно благодаря влечению происходит сохранение его как вида.
Справедливость есть твёрдая и постоянная воля признавать за каждым его право.
Страх возникает вследствие бессилия духа.
Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.
Суеверие имеет своей основой невежество, а религия - мудрость.
Счастье - не награда за добродетель, а сама добродетель.
Толпа в выражении похвалы или порицания не руководится разумом, но увлекается страстью.
Форму всякого правления необходимо сохранять и она может быть изменена не без риска полного разрушения.
Честолюбие есть чрезмерное желание славы.
Что не может быть запрещено, то необходимо должно быть допущено, хотя бы от этого часто следовал и вред.
Спиноза