Люди, которые стремятся пройти по пути к истине, находят две двери к ней. Первая дверь — мышление об истине, вторая дверь — духовная устремлённость к достижению истины. Первая дверь — рассудочный путь, вторая дверь — медитация. Первая дверь — созерцание истины, вторая дверь — дисциплина, ведущая к достижению.
Мы видим перед собой две двери, но я вижу только одну дверь. Другая дверь не существует, а лишь кажется. Это иллюзия. Дверь мышления об истине не настоящая. Это ложная, иллюзорная дверь, которая вводит в заблуждение многих людей. Через дверь мысли, мышления об истине, вы никогда никуда не попадёте. Несмотря на активное продвижение вперёд, вы обнаруживаете, что стоите там же, где и начали свой путь. Это всего лишь начало, а конца нет. Всё, что не имеет конца, может быть лишь иллюзией с самого начала. Что вы будете делать, размышляя об истине? Как вы станете думать об истине? Вы не можете думать о неведомом. Как вы будете размышлять о неизвестном? Мысль достигает только сферы известного.
Мышление может преподносить вопросы, но не решения. Любой человек, который занимается лишь рассуждениями, может закончить безумием. Многие мыслители сходят с ума, и это не случайно. На то есть своя причина. Таков конечный результат мышления, высший исход. Путь мышления вообще не приведёт к истине.
Послушайте замечательную притчу.
Как-то раз один человек пустился на поиски края земли. Проделав долгий путь, почти бесконечное странствие, он подошёл к храму, на двери которого висела такая надпись: «Это край земли». Он очень удивился, но не смог поверить надписи. Слишком нереальным казалось такое объявление. Он пошёл дальше и спустя недолгое время пришёл в какое-то место, в котором мир и в самом деле обрывался. Перед странником разверзлась гигантская пропасть. Он заглянул в неё, но ничего не увидел. У него прервалось дыхание, он почувствовал головокружение. Тогда этот человек развернулся и побежал. И он больше никогда не возвращался к пропасти, чтобы заглянуть в неё.
Эта притча повествует об окончании мышления. Если мы будем размышлять об истине, тогда наше мышление не остановится, и мы придём в точку, в которой продолжение мышления будет невозможным.
Притча в изложении Ошо
Пришли две женщины к царю. И каждая из них утверждала, что ребенок, которого они принесли, — её.
И предложил царь каждой из них рассечь ребенка мечом надвое. И одна сказала:
— Рубите! Пусть не достанется ни мне, ни тебе.
А другая сказала:
— О господин мой! Отдайте ребенка ей. Я хочу, чтобы он жил.
И отвечал царь;
— Отдайте живого ребенка той, кто хотел сохранить ему жизнь. Она его мать.
Действительно, любит тот, кто желает счастье не себе, а своему любимому.
При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
— Три года назад, ещё до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.
Орел сидел на дереве, отдыхал и ничего не делал. Маленький кролик увидел орла и спросил:
— А можно мне тоже сидеть, как Вы, и ничего не делать?
— Конечно, почему нет, — ответил тот.
Кролик сел под деревом и стал отдыхать. Вдруг появилась лиса, схватила кролика и съела его.
Мораль: чтобы сидеть и ничего не делать, Вы должны сидеть очень, очень высоко.
Жили в горах отшельниками Мастер и ученик. Однажды Мастер говорит:
— Сегодня мы пойдём к людям и будем отвечать на их вопросы.
Спустились они с гор, вышли на дорогу, сели на обочине и стали ждать. Скоро начали приходить люди и задавать Мастеру вопросы о смысле жизни, о мироустройстве Вселенной… Но Мастер молчал. И вот когда стемнело, и люди разошлись, на дороге появился путник, он подошёл к Мастеру и ученику и спросил:
— Добрые люди, подскажите, как мне дойти к ближайшему селению?
И вдруг Мастер заговорил, начал объяснять, как пройти до селения, и в итоге решил проводить путника и помочь ему нести сумки.
Когда они помогли путнику, то стали возвращаться к себе в горы. Ученик долго шёл и молчал, но потом, не выдержав, задал Мастеру вопрос:
— Мастер, а почему, когда сегодня к тебе приходили люди и задавали такие умные вопросы, ты молчал, а стоило подойти какому-то путнику и спросить дорогу, ты вдруг заговорил и, мало того, даже решил проводить его?
И Мастер ответил:
— Потому что за целый день это был единственный человек, который знал, чего он хотел.
Дзэнская притча