Репортер как-то раз спросил у фермера, может ли тот поделиться секретом своей кукурузы, которая год за годом выигрывала все конкурсы по качеству. Фермер ответил, что весь секрет состоит в том, что он раздает лучшие початки для засева всем своим соседям.
— Зачем же раздавать лучшие зерна соседям, если они постоянно, наряду с вами, участвуют во всех конкурсах и являются конкурентами?
— Видите ли, — улыбнулся фермер. — Ветер переносит пыльцу с моих полей на поля соседей, и наоборот. Если у соседей будут сорта хуже, чем у меня, то вскоре и мои посевы станут ухудшаться. А как уж каждый из нас будет ухаживать за своими посевами — это другой вопрос.
Похожее происходит и в жизни людей. Тот, кто хочет быть успешным, должен заботиться о ближних, и помогать им добиваться успеха. Потому что чем лучше живется людям вокруг, тем лучше тебе самому. Мы все взаимосвязаны в этом мире.
Как-то царь собрал всех своих визирей побеседовать. Перед ним собрались лучшие люди царства. А у царя, как у любого другого монарха, бывали свои причуды. Он мог выкинуть такое… И, конечно, царя не упрекнешь и не спросишь, зачем.
Неожиданно царь ударил человека, стоящего рядом. Им оказался первый визирь, самый умный человек при дворе. Он подождал несколько секунд, наверное, соображая, что же с этим делать, но, делать что-нибудь было нужно! И вот первый визирь развернулся и дал пощечину человеку, стоящему рядом с ним. Им оказался второй визирь.
Второй визирь опешил, а потом, недолго думая, влепил по уху следующему… Говорят, что эта пощечина обошла всю столицу. А ночью царя внезапно ударила его собственная любимая жена. Он спросил:
– Что ты делаешь?
А она ответила:
– Я не знаю, в чем дело, но это происходит по всей столице. Сегодня меня ударила твоя старшая жена. Но она старше меня, поэтому я не могла ответить ей тем же. А, кроме тебя, мне некого ударить.
– Надо же, – задумчиво произнес царь. – Моя собственная пощечина вернулась ко мне.
У великого гуру был любимый ученик, которому он велел читать каждый день «Гиту» — учение Кришны — искусство жить в мире и покое. Ученик уединился в пещере и стал читать, но ему мешали скребущиеся в пещере мыши. Он пытался прогнать мышей, но безуспешно. Тогда он завёл кота. Мыши исчезли, но кот громко мяукал и просил есть, и ученик не мог сосредоточиться на чтении. Тогда он завёл корову, чтобы кормить кота молоком. Корову надо было пасти и доить. Тогда он решил нанять слугу, чтобы тот заботился о корове. Стало хорошо, а главное тихо. Но как-то ученику показалось, что слуга плохо работает и он нанял другого человека, чтобы тот смотрел за слугой.
«Все усложняется» — подумал ученик, — «мне нужно жениться, чтобы жена смотрела за человеком, который следит за слугой, который пасёт и доит корову, которая даёт молоко, которым я кормлю кота, который ловит мышей, которые скребутся и мешают мне читать «Гиту» — искусство жить в мире и покое, как велел мне великий гуру. Он женился. Но жене требовались определённые вещи, появились дети, и теперь ученику нужно было зарабатывать деньги. И он занялся бизнесом.
Однажды гуру пришёл навестить его и спросил:
— Что случилось? Я велел тебе сидеть в пещере и читать «Гиту», чтобы ты научился пребывать в покое и служить Кришне, но ты завёл большое хозяйство, жену, детей, работников, коров… разве ты забыл всё, чему я учил тебя?
— Но я делаю всё это, чтобы спокойно читать «Гиту» и служить великому Кришне — ответил ученик.
Индийская притча
Однажды в сумерках крестьянин сидел на пороге своего бедного дома, наслаждаясь прохладой. Рядом пролегала дорога, ведущая в деревню.
По ней шёл человек, который, увидев старика, подумал: «Этот человек ленив, он не работает и целый день сидит на пороге своего дома».
Немного погодя появился другой путник. Тот подумал: «Этот человек — Дон Жуан. Сидит здесь, чтобы поглядывать на проходящих девушек и, возможно, досаждает им».
Наконец, один лесник, идущий в деревню, подумал: «Этот человек — великий труженик. Он напряжённо трудился весь день и сейчас наслаждается законным отдыхом».
В действительности мы не можем знать многого о крестьянине, который сидит на пороге своего дома. Наоборот, мы многое можем сказать о трёх путниках, прошедших в деревню: первый был лентяем, второй — бабником, а третий — великим тружеником.
Всё, что ты говоришь, — говорит о тебе; особенно, когда ты говоришь о ком-нибудь другом.
Проекция — защитный механизм, при котором человек приписывает внешнему миру нечто, принадлежащее его собственному внутреннему миру.
Давным-давно сгорела большая библиотека, и уцелела лишь одна рукопись. Долгие годы она покоилась в глубине книжной лавки, и никто не обращал на неё внимания. До тех пор, пока однажды в лавке не сменился хозяин.
Он перебирал свитки, книги, рукописи и избавлялся от ненужного. Старую рукопись он выбросил, и она попала в руки случайного прохожего — нищего. Тот собирался разжечь ею костер, чтобы согреться, но прежде поинтересовался, что в ней написано.
А в рукописи было вот что: «Тот человек, который найдёт на берегу моря горячий камень, обретёт в жизни всё, о чём мечтал». Нищий решил, что терять ему нечего, и отправился к морю. Он поднимал камень за камнем, но они были холодны, и человек бросал их в волны. Так шли дни, недели, месяцы, годы…
И вот однажды рука нищего коснулась горячего камня. Он поднял его и… по привычке выбросил в море.
Наша жизнь — как берег моря, мы день за днём ищем свою судьбу.
Но часто мы, найдя то, что искали, пройдём мимо лишь потому, что привыкли искать, а не находить…