Двое врагов плыли на одном корабле. Чтобы держаться друг от друга подальше, один устроился на корме, другой – на носу. Поднялась страшная буря, и корабль опрокинуло. Тот, что сидел на корме, спросил у кормчего, какой конец корабля грозит потонуть раньше.
– Нос, – ответил кормчий. Тогда тот сказал:
– Ну, тогда мне и умереть не жалко, лишь бы увидеть, как мой враг захлебнется раньше меня.
Так иные люди из ненависти к ближним не боятся пострадать, лишь бы увидеть, как и те страдают.
Эзоп
Однажды мудрец, выступая перед слушателями, рассказал анекдот. Вся аудитория содрогнулась от смеха.
Через несколько минут он снова рассказал людям тот же анекдот. Только несколько людей улыбнулись.
Мудрец третий раз рассказал эту же шутку, но не засмеялся уже никто.
Старый мудрый человек улыбнулся и произнес: «Смеяться постоянно с одной и той же шутки вы не можете... Так почему позволяете себе плакать по одному и тому же поводу постоянно?»
Однажды Будда проходил мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители выскочили из домов, окружили его и начали оскорблять. Ученики Будды начали сердиться и уже готовы были дать отпор, но присутствие Учителя действовало успокаивающе. А то, что он сказал, привело в замешательство и жителей деревни, и учеников. Он повернулся к ученикам и сказал:
– Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы так реагируете? Вы позволили этим людям манипулировать вами. Вы зависите от них. Разве вы не свободны?
Люди из деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены. В наступившей тишине Будда обратился к ним:
– Вы все сказали? Если вы не все сказали, у вас еще будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни сказали:
– Но мы оскорбляли тебя, почему ты не сердишься на нас?
Будда ответил:
– Вы свободные люди, и то, что вы сделали – ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния.
Я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. В предыдущей деревне люди встречали меня, приветствовали, они принесли с собой цветы, фрукты, сладости. Я сказал им: «Спасибо, мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты и сладости с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу».
А теперь я спрашиваю вас: что они должны сделать с тем, что я не принял и вернул им назад?
Один человек из толпы сказал:
– Должно быть, они раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
– Что же будете делать вы со своими оскорблениям и проклятиями? Я не принимаю их и возвращаю вам. Если я могу отвергнуть те фрукты и сладости, они должны забрать их обратно. Что можете вы сделать? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.
Буддийская притча
Подружились ложь и лень. А что тут удивительного? Ложь — лень всегда труженицей называет и всячески её оправдывает. И лень ни разу в жизни правду не сказала. Ложь-то всегда легче говорить. Но вот однажды попросила лень у лжи мешок зерна. А та не даёт.
— Нет у меня и всё!
Но лень-то знает, что на лжи любое богатство держится! И сейчас у неё полны амбары. Дождалась она ночи, и как ни лень было — но есть ей хотелось больше — пошла ко лжи и украла этот мешок. Узнала про то ложь и говорит:
— Отдай мне то, что взяла!
А лень ей в ответ:
— Как же я могла взять, если ты говоришь, что у тебя ничего нет? Или всё-таки есть? Посмотрела на неё ложь и задумалась: «Как быть? Признать, что лени было из чего красть — значит правду сказать.» А это для неё — страшнее не то, что какого-то мешка зерна, но всего богатства лишиться! Так и не ответила она ничего. Помолчали они и разошлись в разные стороны. И никак с тех пор не помирятся. Лени — лень. А ложь так и не может правду сказать…
Христианская притча
Жил когда-то непобедимый воин, любивший, при случае, показать свою силу. Он вызывал на бой всех прославленных богатырей и мастеров воинских искусств и всегда одерживал победу.
Однажды услышал он, что в горах поселился отшельник — большой мастер рукопашного боя. Отправился богатырь искать отшельника, нашел его и замер в удивлении. Думал он встретить могучего бойца, а увидел старика, упражнявшегося перед хижиной в старинном искусстве вдохов и выдохов.
— Неужто ты и есть тот человек, которого народ прославляет как великого воина? Воистину людская молва сильно преувеличила твою силу. Да ты не сможешь даже сдвинуть с места каменную глыбу, у которой стоишь, а я, если захочу, могу поднять её и даже отнести в сторону, — презрительно сказал богатырь.
— Внешность бывает обманчива, — спокойно ответил старик. — Ты знаешь, кто я, а я знаю, кто ты, и зачем ты сюда пришёл. Каждое утро я спускаюсь в ущелье и приношу оттуда каменную глыбу, которую и разбиваю головой в конце моих утренних упражнений. На твоё счастье, сегодня я не успел ещё этого сделать, и ты можешь показать своё умение. Ты же хочешь вызвать меня на поединок, а я просто не стану драться с человеком, который не сможет сделать такой пустяк.
Раззадоренный богатырь подошёл к камню, что было сил ударил его головой и свалился замертво.
Вылечил добрый отшельник незадачливого воина, а потом долгие годы учил его редкому искусству — побеждать разумом, а не силой.
Даосская притча